Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова

Вы здесь

Всероссийский съезд учителей информатики.

24-26 марта 2011 года в МГУ имени М.В.Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей информатики.



Целью созыва Съезда является анализ 25-летнего опыта преподавания общеобразовательного курса информатики в отечественной школе, оценка современных проблем школьной информатики и обсуждение перспектив развития предмета в связи с переходом к новым образовательным стандартам.
На Съезд прибыли около тысячи участников из 71 субъекта Российской Федерации и из других государств: Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркменистана. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов, научные сотрудники, специалисты по педагогике и методике преподавания информатики и ИКТ, руководители образовательных учреждений, ректоры вузов, представители органов управления образованием и ИТ-индустрии.





Пленарные заседания Съезда проходили в Актовом зале Интеллектуального центра – фундаментальной библиотеке МГУ, секционные заседания и круглые столы – во втором учебном корпусе МГУ.
С приветственным словом к участникам Съезда обратились министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко и помощник президента Российской Федерации А.В. Дворкович.





Открывая Съезд, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН, академик В.А. Садовничий отметил, что «традиция Всероссийских съездов учителей, которая была заложена в начале прошлого столетия, обретает сейчас новую актуальность. Съезды учителей сегодня – это инструмент не только объединения усилий средней и высшей школы, но и восстановления статуса учителя, включения школы в процессы инновационного развития страны».



В своем докладе В.А. Садовничий рассказал об истории создания информатики как науки, основную роль в создании которой в середине 20 века сыграли «Колмогоров, Понтрягин, Тихонов, Соболев, Лаврентьев, Келдыш, Самарский, Марчук. Эти математики – выпускники и профессора Московского университета – обеспечили мировое признание отечественной науки. Они создали мощную фундаментальную математическую базу компьютерной науки для только что появившегося, ещё не очень совершенного технически инструмента, обладающего колоссальными потенциальными возможностями».



В.А. Садовничий отметил, что в 50-60-е годы 20 века огромную роль в развитии информатики сыграли кафедра вычислительной математики механико-математического факультета МГУ и НИВЦ МГУ. В конце 60-х годов выдающийся русский ученый и организатор науки А.Н. Тихонов выступил с идеей создания нового факультета, и в 1970 году в Московском университете был создан факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК), который в течение двадцати лет возглавлял сам основатель.



«Как показало время, предложение Андрея Николаевича о необходимости подготовки специалистов по вычислительной математике было сверхсвоевременным. Опыт создания факультета вычислительной математики и кибернетики получил широкое распространение в стране – только в начале 1970-х годов в вузах страны было создано несколько десятков факультетов прикладной и вычислительной математики».
В докладе Виктор Антонович рассказал и об истории создания парка ЭВМ в МГУ. «В 1956 году в Вычислительном центре МГУ была установлена первая серийная отечественная машина "Стрела", в 1959 году в МГУ был установлен опытный образец ЭВМ «Сетунь». К середине 80-ых годов в МГУ функционировал уже мощный парк вычислительной техники: машины БЭСМ-6, 2 машины ЕС-1022 и несколько малых машин.







Сейчас в Московском университете создан уникальный суперкомпьютерный комплекс, основу которого составляют суперкомпьютеры «Ломоносов» (510 Тфлопс), «Чебышёв» (60 Тфлопс) и IBM BlueGene/P (27 Тфлопс), возможностями которого пользуются более трёхсот пятидесяти научных групп, представляющих подразделения МГУ, институты Российской академии наук и другие научные организации. Это самый мощный суперкомпьютерный комплекс России, входящий в число наиболее значительных суперкомпьютерных комплексов мира.



Большое внимание в докладе В.А. Садовничего было уделено проблемам преподавания информатики в школе. Он отметил, что информатика – самая молодая из школьных дисциплин и в тоже время из всех школьных предметов информатика, наверное, развивается и изменяется быстрее всех.
В 1985 году во всех общеобразовательных школах был введён курс "Основы информатики и вычислительной техники". Введение предмета шло непросто – не было ни подготовленных учителей, ни компьютерных классов. Были организованы срочные курсы повышения квалификации, выходили специальные выпуски «Учительской газеты» с поурочными разработками, которые мгновенно становились дефицитом в учительской среде, многие учителя работали с программируемыми калькуляторами. К 1 сентября 1985 года вышел первый номер журнала «Информатика и образование».
Сегодня, спустя двадцать пять лет, перед учителями информатики стоят уже другие проблемы, которые также требуют своего решения, и эти проблемы стали предметом заинтересованного обсуждения на Съезде. Это – и содержание преподавания информатики, и учебная литература, и соотнесение школьной программы с вузовской подготовкой и требованиями работодателей, и выбор языков программирования, и техническое обслуживание персональных компьютеров в школе, и многие другие вопросы.
С интересным пленарным докладом «Информатика в школе: вызовы времени» в первый день выступил абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» Д.Д. Гущин. Он рассказал о тех проблемах, с которыми сталкивается учитель информатики в своей повседневной работе. Его выступление неоднократно прерывалось одобрительными аплодисментами зала.



С большим интересом был выслушан доклад заместителя директора ВЦ РАН, заведующего кафедрой «математических методов прогнозирования» факультета ВМК МГУ, академика Ю.И. Журавлева «Методы обработки плохо формализованной информации».



Полный список пленарных докладов можно посмотреть на сайте Съезда http://it.teacher.msu.ru/, на котором скоро будут выложены: текст доклада и презентация доклада В.А. Садовничего, презентации других пленарных докладчиков, а также презентации докладов, которые были сделана на секционных заседаниях Съезда.
24 и 25 марта в фойе Интеллектуального центра – фундаментальной библиотеке МГУ работала выставка, на стендах которой участники Съезда могли познакомиться с достижениями факультета ВМК в области практической информатики, предложениями для учителей и школьников от ИТ-компаний.
Участников и гостей съезда заинтересовали роботы, представленные на стенде кафедры Нелинейных динамических систем и процессов управления «Роботы в обучении». Колёсные роботы выполняли заложенные заранее алгоритмы, а робот-манипулятор играл со всеми желающими в шахматы.
Не меньший интерес вызвала выставка «Визуализация космических полётов». Сотрудники факультета демонстрировали программное обеспечение, разработанное для РКК «Энергия» имени С.П. Королёва для отображения поступающей телеметрической информации в процессе выведения на околоземную орбиту космического корабля «Союз» и «Прогресс» ракетой-носителем типа «Союз».
Очень интересной и востребованной оказалась для учителей информация о самом факультете, возможностях, которые открывают программы повышения квалификации учителей. Каждый учитель получил подробные материалы и о других учебных программах, реализованных на факультете для школьников и абитуриентов.









Во вторую половину дня работа Съезда была организована в виде тематических секций и круглых столов, на которых обсуждались состояние и перспективы развития школьного образования в области информатики и информационно-коммуникационных технологий в контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".













В холлах второго учебного корпуса издательства и ИТ-компании предлагали учителям свою продукцию (книги, диски…).







Работа Съезда завершилась 26 марта почти единогласным принятием резолюции Съезда. После внесения дополнений, предложенных участниками Съезда в ходе её обсуждения, резолюция будет размещена на сайте Съезда и направлена Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания и Государственную Думу Российской Федерации, в общественную палату Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в Российскую академию образования, в органы управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения России.