Вы здесь
Летняя школа для учителей начальных классов и учителей математики 2013 года
В целях повышения квалификации учителей начальной и средней школ и улучшения качества образования продолжается реализация комплексной программы мероприятий Московского университета, адресованных учителям средних школ, лицеев и гимназий.
29 и 30-го августа 2013 года на факультете Вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась летняя школа для учителей начальных классов и учителей математики. Работа летней школы и обмен опытом проходили в форме докладов и мастер-классов. В этом году в работе летней школы приняли участие более 160 учителей Москвы, Московской области и ряда других регионов России.
29-го августа Летнюю школу открыл помощник декана ВМК МГУ по дополнительным образовательным программам, директор Учебного центра доцент факультета Федотов Михаил Валентинович.
Четырехчасовая лекция Мельниковой Елены Леонидовны (кандидата психологических наук, доцента Академии ПКиППРО, Лауреата премии Правительства РФ) была посвящена работе с одаренными учащимися в условиях массовой школы, т.е. без специальных классов и программ. Начав с краткого обзора существующих концепций одаренности, основную часть лекции Елена Леонидовна посвятила оригинальной отечественной концепции «Творческая одаренность». Именно с этих теоретических позиций, разработанных академиком А.М. Матюшкиным, учителям раскрывались технологии диагностики, поддержания и развития одаренности учащихся. В частности, особое внимание было уделено технологии проблемного диалога, позволяющей заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний и являющейся на сегодняшний день наиболее эффективным средством реализации образовательных стандартов второго поколения.
Доклад Тюленевой Ирины Петровны (председателя задачного комитета Всероссийской открытой олимпиады по математике для младших школьников) был посвящен развитию математических способностей младших школьников на внеурочных занятиях. Ирина Петровна рассказала об основных положениях теории способностей и об особенностях содержания и организации внеурочных занятий по математике для младших школьников. На мастер-классе: «Решение нестандартных арифметических задач – эффективное средство развития математических способностей учащихся» слушатели летней школы решали задачи, для решения которых в математике нет общих правил.
Круглый стол «Опыт проведения московских и всероссийских олимпиад для младших школьников» провела координатор Всероссийской открытой олимпиады для младших школьников по математике и русскому языку О.В. Ангелюк.
Первый день закончился обсуждением различных учебно-методических и психологических проблем, возникающих при работе с одаренными учащимися разных возрастов, и путей их решения. В завершение первого дня летней школы слушатели обменялись опытом работы с одаренными учащимися, которая ведется в их школах и регионах.
Второй день работы Летней школы был особенно полезен для учителей начальной школы, так как организаторы посвятили его в основном русской словесности.
Председатель Задачного комитета Всероссийской открытой олимпиады для младших школьников по русскому языку, к.ф.н. О.А. Долматова выступила перед слушателями Летней школы с докладом «Развитие интеллекта и творческих способностей учащихся в процессе решения олимпиадных задач». Учителям начальной школы интересно было узнать о специфике заданий Олимпиады для младших школьников, которая в этом году пройдёт в девятнадцатый раз.
Председатель Задачного комитета поделилась с аудиторией результатами Олимпиады. Она также осветила проблемы современных детей, которые выявляются в ходе проверки работ: неспособность ставить задачу, самостоятельно находить путь к решению, выдвигать гипотезы; поверхностный уровень восприятия информации; обеднение речи; неразвитость воображения; невозможность взглянуть на ситуацию с иной точки зрения, отсутствие «альтернативного мышления»; отсутствие связей между областями знаний, преобладание «клипового» мышления. В поисках путей решения данных актуальных проблем докладчик предложила обратить внимание на так называемую олимпиадную задачу или поисковое задание, в основе которого лежит некая проблемная ситуация. Именно проблемная ситуация является той необходимой пружиной, которая запускает мыслительный процесс. Неслучайно психологи давно обратились к проблемному обучению как способу развития интеллектуальной одарённости детей. « Настоящая олимпиадная задача, - подчеркнула Долматова О.А., - должна представлять собой такую проблемную ситуацию и стимулировать мышление и творческие способности ребёнка. Поэтому решение подобных задач полезно не только сверходарённому человеку, но и ученику со средним интеллектуальным потенциалом. В поисках выхода из проблемной ситуации любой ребёнок сделает пусть небольшой, но важный шаг в собственном развитии».
Лектор подробно остановилась на критериях отбора тех заданий, которые станут помощниками учителю начальных классов в трудном деле развития каждого ребёнка.
Затем педагогам начального звена было показано, как подобного рода задания, продуманно предложенные детям, помогают решать сложную, но актуальную задачу по формированию так называемых универсальных учебных действий. Она поставлена перед каждым учителем новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Докладчик подробно остановилась на носящей метапредметный, надпредметный характер системе универсальных учебных действий. Она подчеркнула, что задания, в течение многих лет разрабатываемые Задачным комитетом, как раз и формируют, например, такие общеучебные действия, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, восприятие текстов различных стилей, моделирование и прочее. Долматова О.А. разобрала с аудиторией примеры заданий, формирующих такие логические универсальные действия, как анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, выведение следствий. Как обучать младшеклассников достраиванию целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов, педагог показала на примере текстовых заданий: стихотворений с пропущенными словами-действиями, диалогов с перепутанными репликами, неоконченными текстами и прочими. Она также продемонстрировала, как можно формировать такое важное в наше время умение, как различение и приятие многих точек зрения в рамках одной ситуации во время урока, построенного на анализе специально подобранного текста (литературного, кинематографического, мультипликационного). Объяснила, какого рода задания нужно предложить детям на этом уроке, как структурировать их мыслительный процесс специальными формами работы.
Вообще живой, целостный текст оказался в центре внимания докладчиков и слушателей в течение всего второго дня работы Летней школы. Именно тексту как форме существования речи, хранилищу информации был посвящен мастер-класс «Целостный текст как основа развивающих заданий для учащихся младшей и средней школы». Помимо теоретических аспектов работы с текстом были освещены наиболее частые проблемы учеников, выявленные в практике учителя, и пути их решения. Также в рамках мастер-класса была предложена типология развивающих заданий, построенных на целостном тексте (типы заданий разработаны и многократно апробированы членами Задачного комитета), рассмотрены критерии отбора материала для таких заданий.
Затем слушателей ждала групповая работа по решению задач различных типов, в основе которых – текст, и фронтальная проверка этой работы. Все участвующие в мастер-классе смогли проявить свои творческие способности, и аудитория услышала оригинальные и смешные загадки, объявления, вредные советы, экскурсии, сочиненные здесь и сейчас. Нужно отметить, что среди них были и очень талантливые произведения.
Во второй части семинара каждая группа получила комплект текстов, изучив которые нужно было составить развивающие задания, а также мотивировать отбор материала. Организаторы придумали для каждой группы своеобразные «ловушки» - тексты-«пустышки», которые ничему маленького человека научить не могут. Они не могут заставить мыслить и чувствовать, не привьют хороший литературный вкус. Зато здесь они сослужили дидактическую службу, став предметом живой дискуссии о том, с чем сталкиваются наши дети в эпоху информационного бума, и о важнейшей роли учителя в этой связи.
Вторая половина рабочего дня Летней школы была посвящена словесным играм и дидактическим пособиям на словесном материале. Член Задачного комитета Олимпиады, учитель гимназии № 1534 И.Б. Штейнфер предложила слушателям поговорить о словесной игре как необходимом элементе подготовки учащихся к решению олимпиадных задач. Она подробно осветила методы использования словесных игр в практике школьного учителя. Педагог особо подчеркнула важность игровых методов работы, игровых заданий для развития одарённых детей, которые часто воспринимают атмосферу массовой школы как «недружественную среду». «Полезны игровые задания, - отметила Инна Борисовна, - и для тех, кому школьная программа по русскому языку даётся с трудом. В игре сглаживается разница в уровне подготовки детей, стираются различия в скорости мыслительных реакций, темпераменте и прочих личностных характеристиках. Грамотно организованная игра может увлечь и робкого, и активного, и тихого, и крикуна, и медлительного, и подвижного ребёнка. Проигрыш партнерам по игре может мотивировать участника на повышение уровня своей подготовки по предмету. Нежелание проигрывать станет лучшим стимулом к самообразованию, чем низкие оценки или нотации».
Опираясь на классификацию лингвистических игр по формальному и содержательному основаниям, предложенную Д.В. Любичем в его монографии «Лингвистические игры», И.Б. Штейнфер представила слушателям многообразие словесных игр, снабдив каждый пример полезным практическим комментарием. Как лучше организовать ту или иную игру, как следить за временем, чтобы поддерживать интерес, что даёт этот материал учителю, какие развивающие задачи с его помощью можно решить и т.д.
В заключение второго дня работы слушатели Летней школы смогли познакомиться с уникальными дидактическими пособиями по русскому языку и просто интересными и полезными играми, а также получить всю необходимую информацию о них из уст автора – главного редактора учебно-методического центра «Ребус», составителя игр Барчан Т.А. Татьяна Александровна представила заинтересованной аудитории главные хиты продаж издательства «Ребус» и новинки. У учителей начальных классов была возможность подержать в руках печатный игровой материал, оценить богатство языкового подбора, качество оформления и многообразие дидактических задач, которые можно решать с помощью игр «Ребуса».
Приятно отметить, что учителя математики, присутствующие на докладах и семинарах второго дня, признавали, что провели этот день с пользой и удовольствием для себя.
В фойе около аудитории "Тихонов-центр", где проходила Летняя школа, участникам школы были предложены разнообразные книги для совершенствования процесса обучения. Организацию летней школы и решение административных вопросов осуществляли сотрудники Учебного центра факультета ВМК.